Формирование конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации.
Результаты работы по реализации инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» (2019-2022 гг.)
Аннотация
Сегодня количество конфликтов в школьной среде растет. В частности, характерны конфликты между детьми разного возраста и социального происхождения, между одноклассниками за право быть лидером, между учениками и учителями, учителями и родителями и т.д. Если люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются решить сложную проблему неконструктивным способом: через угрозы, бойкоты, манипуляцию, избегание или силовые методы. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. Участники школьной образовательной среды нуждаются в знаниях о причинах и видах конфликтов, о возможных стратегиях поведения в спорах, возникающих из различных правоотношений, об альтернативных способах разрешения конфликтов, одной из которых является медиация. Параллельно с правовыми и психологическими знаниями формируются умения выстраивать конструктивные отношения с окружающими и договариваться в конфликтных ситуациях, формируются нравственно-правовые понятия и опыт, положительное отношение к общечеловеческим ценностям.
Предложенные материалы являются результатом реализации инновационного проекта инновационного проекта «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации» (2019-2022 гг.) под руководством научного консультанта Шульги Светланы Константиновны, доцента кафедры образования и развития личности БГПУ им.Танка, кандидата психологических наук, доцента, медиатора, директора РОО «Белорусская Лига семейных медиаторов» и отражают работу педагогического коллектива по формированию конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации.
Представленные материалы могут быть использованы в других учреждениях общего среднего образования с учетом особенностей региона и учреждения образования и будут полезны заместителям директора по воспитательной работе, педагогам-психологам, педагогам, выполняющим обязанности классного руководителя (далее - классный руководитель).
Внедрение технологии не предполагает реорганизации педагогического процесса в учреждении общего среднего образования регламентированного нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.
В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
- проведена диагностика уровня развития конфликтологической компетентности учащихся
- создана школьная служба медиации
- создан банк методических и диагностических материалов по выявлению конфликтологической компетентности участников образовательных отношений
- проведены тренинги по развитию конфликтологической компетентности учащихся, родителей, педагогов
- разработаны и проведены классные часы, направленные на формирование конфликтологической компетентности учащихся
- осуществлен мониторинг уровня удовлетворенности психологической безопасностью школьной среды среди учащихся и педагогов
- проведенго родительское собрание «Психология общения в семье. Формула решения конфликтов»
- семинар-практикум для педагогов-психологов «Формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»
- семинар-практикум для заместителей директора по воспитательной работе «Школьная служба медиации – альтернативный способ выхода из конфликта».
Деятельность школы в рамках инновационного проекта позволила участникам образовательных отношений, прежде всего учащимся, принимать более активное участие в разрешении проблем, возникающих в учреждении образования, открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями, позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций, брать на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения, управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
Мы в соцсетях: