ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - в помощь педагогам и родителям
Цель – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования;
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования;
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
ПЛАН
реализации республиканского проекта «Родительский университет»
в государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г.Щучина» в 2024/2025 учебном году
№ п/п |
Название раздела, темы занятий |
Сроки |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов I классы |
||||
1 |
Адаптация учащихся в 1 классе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
ноябрь |
Круглый стол |
Классные руководители, педагог-психолог |
2 |
Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
январь |
Беседа |
Классные руководители, медицинская сестра |
3 |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Значение примера родителей в воспитании ребенка. |
февраль |
Дискуссия |
Классные руководители |
4 |
Положительные эмоции в жизни школьника. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
апрель |
Психологический тренинг |
Педагог-психолог |
II классы |
||||
1 |
Как родители могут помочь ребенку учиться. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
сентябрь |
Семинар-практикум |
Классные руководители |
2 |
Главные правила здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. |
декабрь |
Вебинар |
Классные руководители |
3 |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. |
февраль |
Лекция |
Педагог социальный |
4 |
Трудовое воспитание детей в семье. Как научить современного ребенка трудиться |
май |
Мастер-класс |
Классные руководители |
III классы |
||||
1 |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
октябрь |
Вебинар |
Классные руководители |
2 |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Самооценка младших школьников |
декабрь |
Семинар-практикум |
Педагог-психолог |
3 |
Здоровая семья – здоровый ребенок. Основные правила здорового образа жизни |
январь |
Практикум |
Педагог социальный |
4 |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. |
апрель |
Психологический тренинг |
Педагог-психолог |
IV классы |
||||
1 |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. |
ноябрь |
Лекция |
Педагог-психолог |
2 |
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. |
декабрь |
Форум |
Классные руководители |
3 |
Ребенок и компьютер. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
Конференция |
Классные руководители |
4 |
Книги в жизни школьника. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
Круглый стол |
Классные руководители |
ІІ ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V– IX классов V классы |
||||
1 |
Адаптация ребенка в новом коллективе. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
ноябрь |
Вебинар |
Классные руководители, педагог-психолог |
2 |
Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
декабрь |
Круглый стол |
Классные руководители |
3 |
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. |
февраль |
Лекция |
Классные руководители, медицинская сестра |
4 |
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. |
май |
Дискуссия |
Педагог социальный |
VI классы |
||||
1 |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. |
сентябрь |
Лекция |
Классные руководители, педагог социальный |
2 |
Профилактика проблемного поведения подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. |
декабрь |
Семинар-практикум |
Классные руководители, педагог-психолог |
3 |
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. |
январь |
Круглый стол |
Классные руководители |
4 |
Организация летнего отдыха подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
Вебинар |
Классные руководители |
VII классы |
||||
1 |
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14- летних подростков. |
октябрь |
Лекция |
Педагог-психолог |
2 |
Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. |
ноябрь |
Беседа |
Педагог социальный |
3 |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. |
февраль |
Дискуссия |
Педагог-психолог |
4 |
Как повысить учебную мотивацию подростков. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Как заинтересовать подростка обучением? |
апрель |
Семинар-практикум |
Классные руководители |
VIII классы |
||||
1 |
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. |
октябрь |
Лекция |
Педагог социальный |
2 |
Как уберечь подростка от насилия. Виды насилия. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь |
Форум |
Педагог-психолог |
3 |
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. |
март |
Беседа |
Педагог социальный |
4 |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. |
май |
Психологический тренинг |
Педагог-психолог |
IX классы |
||||
1 |
Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. |
октябрь |
Лекция |
Классные руководители |
2 |
Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
декабрь |
Круглый стол |
Педагог социальный, педагог-психолог |
3 |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Профилактика вредных привычек |
февраль |
Беседа |
Классные руководители |
4 |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Профессиональные намерения и возможности учащихся. Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
Форум |
Классные руководители, педагог-психолог |
ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК» для родителей учащихся X-XI классов X классы |
||||
1 |
Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. |
октябрь |
Вебинар |
Педагог социальный |
2 |
Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
ноябрь |
Дискуссия |
Педагог-психолог |
3 |
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. |
февраль |
Беседа |
Педагог социальный |
4 |
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
апрель |
Круглый стол |
Классные руководители, педагог-психолог |
XI классы |
||||
1 |
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. |
октябрь |
Семинар-практикум |
Классные руководители, педагог-психолог |
2 |
Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь |
Беседа |
Педагог социальный, педагог-психолог |
3 |
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. |
март |
Вебинар |
Классные руководители |
4 |
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). |
май |
Психологический тренинг |
Педагог-психолог |
Мы в соцсетях: