РУ БЕ EN

Родительский университет

ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - в помощь педагогам и родителям 

Цель – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

 

Задачи:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

 

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

 

Работа родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования;

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования;

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

 

Формы проведения занятий:

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).


ПЛАН

реализации республиканского проекта «Родительский университет»

в государственном учреждении образования «Средняя школа №1 г.Щучина» в  2024/2025 учебном году

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки

Форма проведения

Ответственные исполнители

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

I классы

1

Адаптация учащихся в 1 классе.  Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

ноябрь

Круглый стол

Классные руководители, педагог-психолог

2

Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

январь

Беседа

Классные руководители, медицинская сестра

3

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.  Значение примера родителей в воспитании ребенка.

февраль

Дискуссия

Классные руководители

4

Положительные эмоции в жизни школьника.

Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

Психологический тренинг

Педагог-психолог

II классы

1

Как родители могут помочь ребенку учиться.  Типичные

ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

сентябрь

Семинар-практикум

Классные руководители

2

Главные правила здорового образа жизни.  Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции.

декабрь

Вебинар

Классные руководители

3

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

февраль

Лекция

Педагог социальный

4

Трудовое воспитание детей в семье.

Как научить современного ребенка трудиться

май

Мастер-класс

Классные руководители

III классы

1

Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

октябрь

Вебинар

Классные руководители

2

Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Самооценка младших школьников

декабрь

Семинар-практикум

Педагог-психолог

3

Здоровая семья – здоровый ребенок.

Основные правила здорового образа жизни

январь

Практикум

Педагог социальный

4

Эффективное общение

в семье – залог успеха

школьника.

Сущность семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие.

апрель

Психологический тренинг

Педагог-психолог

IV классы

1

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

ноябрь

Лекция

Педагог-психолог

2

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.

декабрь

Форум

Классные руководители

3

Ребенок и компьютер.

Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

Конференция

Классные руководители

4

Книги в жизни школьника. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

Круглый стол

Классные руководители

ІІ ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V– IX классов

V классы

1

Адаптация ребенка в новом коллективе.

Трудности адаптации

пятиклассников к школе

ноябрь

Вебинар

Классные руководители, педагог-психолог

2

Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

декабрь

Круглый стол

Классные руководители

3

Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков.

февраль

Лекция

Классные руководители, медицинская сестра

4

Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания.

май

Дискуссия

Педагог социальный

VI классы

1

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье.

сентябрь

Лекция

Классные руководители, педагог социальный

2

Профилактика проблемного поведения подростков.

Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения.

декабрь

Семинар-практикум

Классные руководители, педагог-психолог

3

Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков.

январь

Круглый стол

Классные руководители

4

Организация летнего отдыха подростков.

Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

Вебинар

Классные руководители

VII классы

1

Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14- летних подростков.

октябрь

Лекция

Педагог-психолог

2

Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений.

ноябрь

Беседа

Педагог социальный

3

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Жизнь семьи с ребенком подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

февраль

Дискуссия

Педагог-психолог

4

Как повысить учебную мотивацию подростков.

Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Как заинтересовать подростка обучением?

апрель

Семинар-практикум

Классные руководители

VIII классы

1

Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

октябрь

Лекция

Педагог социальный

2

Как уберечь подростка от насилия.

Виды насилия. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

Форум

Педагог-психолог

3

Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков.

март

Беседа

Педагог социальный

4

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт».

Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

май

Психологический тренинг

Педагог-психолог

IX классы

1

Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста.

октябрь

Лекция

Классные руководители

2

Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков.  Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

декабрь

Круглый стол

Педагог социальный, педагог-психолог

3

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Профилактика вредных привычек

февраль

Беседа

Классные руководители

4

Профессиональная ориентация девятиклассников. Профессиональные намерения и возможности учащихся.  Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

Форум

Классные руководители, педагог-психолог

ІІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК- СТАРШЕКЛАССНИК»

для родителей учащихся X-XI  классов

X классы

1

Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Гиподинамия – проблема современных молодых людей.

октябрь

Вебинар

Педагог социальный

2

Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь

Дискуссия

Педагог-психолог

3

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

февраль

Беседа

Педагог социальный

4

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

Круглый стол

Классные руководители, педагог-психолог

XI классы

1

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии.

октябрь

Семинар-практикум

Классные руководители, педагог-психолог

2

Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

Беседа

Педагог социальный, педагог-психолог

3

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в  брак и будущей семейной жизни.

март

Вебинар

Классные руководители

4

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

май

Психологический тренинг

Педагог-психолог

 

поделиться в:

Интернет-ресурсы: