РУ БЕ EN

Питание

В отделе образования  Щучинского районного исполнительного комитета работает

“ГОРЯЧАЯ  ЛИНИЯ”

по вопросам организации питания обучающихся в учреждениях образования района

первая среда месяца с 11.00 до 13.00

по телефону  20416

Шостак Данута Брониславовна,

главный специалист отдела образования Щучинского райисполкома


  Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

   График о поэтапном переводе учреждений общего среднего образования Щучинского района на новые принципы организации школьного питания


ОПЛАТА ПИТАНИЯ

Оплата питания в системе расчета ЕРИП производится по следующей ветке:  Система "Расчет" (ЕРИП) -> Образование и развитие -> Отделы, управления образования -> Гродненская обл. -> Щучинский РИК ОО -> Питание учащихся -> Лицевой счет учащегося.

База учеников выгружается в систему ЕРИП до 15 числа каждого месяца. Оплачивать необходимо до 25 числа каждого месяца.

Правильное питание ребенка.

Родителям следует уделять большое внимание правильному питанию ребенка не только дома, но и в школе. От этого напрямую зависит здоровье, а также успеваемость школьника. Школа – это значимая перемена в жизни каждого ребенка. Первые посещения заведения уже несут стресс молодому организму. Поэтому весьма важно следить за полноценным рациональным питанием подростка.

Ребенок нуждается в сильном иммунитете, чтобы защититься от большого количества разнообразных инфекций, распространяющихся в новом коллективе. Стоит учитывать следующие моменты при создании меню:

• Разнообразие пищи

• Вкусовые качества

• Питательность

• Насыщенность витаминами

• Установление нормы


Каким должно быть здоровое питание школьника?

  1.  Начните день с завтрака

Завтрак – это самый важный прием пищи на целый день. Пропускать его нельзя ни в коем случае. Он несет заряд энергии на первую половину дня. Пищу стоит принимать только окончательно проснувшись. Поэтому нужно будить ребенка немного раньше и возбуждать его аппетит с помощью легкой утренней зарядки.

Завтрак состоит из любого вида каши, макарон или картофеля. При возможности, перед основной едой, давайте ребенку фрукты или ягоды. Они пробуждают аппетит и насыщают организм необходимыми витаминами. Запить завтрак можно чаем, какао, компотом или натуральным свежевыжатым соком.

  1.  Необходимость второго завтрака

При наличии столовой в школе, стоит обязательно ознакомиться с качеством пищи. Если, на ваш взгляд, оно соответствует нормам и удовлетворяет потребности растущего организма, пусть ребенок ест. Если вам не нравится еда, давайте второй завтрак с собой. Это могут быть фрукты, печенье (лучше домашнего приготовления), вода обязательно (чай или сок не могут ее заменить). Что ж порой стоит решать «вопросы» своими силами!

  1.  Обед

Обеденное меню ребенка должно включать обязательно первое, второе и, по возможности, десерт.

Первое: мясной, рыбный или овощной суп, борщ или любое горячее жидкое блюдо.

Второе: гарнир на выбор, но с добавлением тушеного мяса, рыбы или овощей.

Десерт: любая сладость на ваш выбор.

  1.  Полдник

В качестве перекуса подростку рекомендуется давать: фрукты, чай (молоко, питьевой йогурт) с бутербродом или булочкой.

  1.  Ужин

Ужинать нужно за пару часов до сна. Пища должна быть легкоусвояемой: яичница, гречневая (рисовая) каша, овсянка, творог или тушеные овощи.

Вот так выглядит рекомендуемое меню для здорового развития школьника.

Вопрос о питании ребенка родители должны рассмотреть и изучить с максимальной ответственностью. Результат – это его здоровье и успеваемость в общем.


Принципы правильного питания.

Питание школьника обязательно должно быть сбалансированным. Ребенку необходимы белки, жиры, углеводы (соотношение 1:1:4), еще витамины, аминокислоты, микроэлементы, минералы и жирные кислоты.

Стоит внимательно рассмотреть вопрос о поступлении в организм и растрате главных веществ. Калорийность рациона школьника рассчитана с учетом возраста и дополнительных физических нагрузок:

7-10 лет - примерно 2400 ккал

14-17 лет – примерно 2600-3000 ккал

Ребенок занимающийся спортом – основная норма плюс 300-500 ккал.

Список продуктов для полноценного питания школьника.

Белки.

Необходимая дневная норма белка для школьника составляет 75-90 г белка. Первое место по ценности занимают молочный и рыбный белки, второе – мясной, а третье – белок растительного происхождения. Содержащие белок продукты, которые обязательно нужно включать в рацион: молоко, сыр, творог, рыба, яйца и мясо.

Жиры

В рацион необходимо включать растительные и животные жиры. Первые легче усваиваются организмом. Норма жиров для школьника – 80-90 грамм/сутки.

Главные принципы питания школьника для сбалансированного меню:

• Нельзя ограничивать потребление углеводов (последствие – распад жиров и белков, отравление организма)

• Нужно следить за достаточностью белка (если белка мало, ослабевает иммунитет, ребенок часто болеет, худеет)

• Употреблять необходимое количество жиров (они важны для роста печени, сжигания жировых запасов)

• Пищу следует готовить на пару, либо варить, тушить, для максимального сохранение всех питательных веществ.


Культура питания школьника

Ухудшение общего состояния здоровья нации стали поводом для решения проблемы культуры питания школьников в учебных заведениях. Важно, чтобы с данным вопросом ознакомились и родители, так как от них зависит восприятие общепринятых норм ребенком.

С начала обучающего процесса, школьнику прививают необходимые навыки для формирования культуры питания.

Первый навык: ребенок должен употреблять различную пищу, содержащую важные для развития организма компоненты т.е. белки, жиры, углеводы, вода, витамины и минеральные соли.

Второй: становление правильного режима питания (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).

Третий: формирование культурно-гигиенических навыков при приеме пищи.

Роль родителей весьма значительна в этом сложном процессе. Ребенку нужна не только информация «как правильно кушать», но и наличие живого примера. А кто еще может послужить примером, как не родители? Задумайтесь и примите правильное решение.

Заботясь о здоровом питании школьника, вы значительно снижаете вероятность его заболевания, закладываете фундамент для гармоничного роста, а также развития.


К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, — это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.

В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Школьники 7-11 лет должны получать в сутки 70-80 г белка, или 2,5-3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12-17 лет — 90-100 г, или 2 -2,5 г на 1 кг веса.

Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Памятка для родителей: в каких продуктах «живут» витамины


Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.

Витамин B<sub>1</sub> — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B<sub>2</sub> — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин В<sub>6</sub> — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B<sub>12</sub> — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Фолиевая кислота — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

Биотин — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.ru/article/Pitanie-shkolnikov/

Питание школьников

Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их еще раз:

  1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
  3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
  4. Оптимальный режим питания.
  5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  6. Учет индивидуальных особенностей детей.
  7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

  • Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
  • Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
  • На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
  • Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для все возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Энергия, ккал

2350

2750

2500

3000

2600

Белки, г, в том числе животные

77
46

90
54

82
49

98
59

90
54

Жиры, г

79

92

84

100

90

Углеводы, г

335

390

355

425

360

Минеральные вещества, мг

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

Кальций

1100

1200

1200

1200

1200

Фосфор

1650

1800

1800

1800

1800

Магний

250

300

300

300

300

Железо

12

15

18

15

18

Цинк

10

15

12

15

12

Йод

0,10

0,10

0,10

0,13

0,13

Витамины

Вещества

7-10 лет

11-13, мальчики

11-13, девочки

14-17, юноши

14-17, девушки

С, мг

60

70

70

70

70

А, мкг

700

1000

800

1000

800

Е, мг

10

12

10

15

12

D, мкг

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

В1, мг

1,2

1,4

1,3

1,5

1,3

В2, мг

1,4

1,7

1,5

1,8

1,5

В6, мг

1,6

1,8

1,6

2

1,6

РР, мг

15

18

17

20

17

Фолат, мкг

200

200

200

200

200

В12, мкг

2

3

3

3

3

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.

Продукты

Возраст школьника

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет Юноши

14-17 лет Девушки

Хлеб пшеничный

150

200

250

200

Хлеб ржаной

70

100

150

100

Мука пшеничная

25

30

35

30

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45

50

60

50

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты свежие

150-300

150-300

150-300

150-300

Фрукты сухие

15

20

25

20

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло сливочное

25

30

40

30

Масло растительное

10

15

20

15

Яйцо, шт.

1

1

1

1

Молоко, КМПр

500

500

600

500

Творог

40

45

60

60

Сметана

10

10

20

15

Сыр

10

10

20

15

Мясо, птица, колбасы

140

170

220

200

Рыба

40

50

70

60

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

Первая смена

  • 7.30 - 8.00 Завтрак дома
  • 10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
  • 12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
  • 19.00 - 19.30 Ужин дома

Вторая смена

  • 8.00 - 8.30 Завтрак дома
  • 12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
  • 16.00 - 16.30 Горячее питание в школе
  • 19.30 - 20.00 Ужин дома

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

  1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
  2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
  3. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
  4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

К сожалению, выполнения всех требований современной школой ждать не приходится. Кроме того, совершенно не представляется возможным учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении дети и их родители должны сделать сами.

Завтрак дома

Нередко дети плохо завтракают перед школой или вовсе отказываются от еды. Это может плохо сказаться на их здоровье. С другой стороны, в этом непростом возрасте насильно решить проблему невозможно, да и не стоит. Как же ребенку получить полноценное питание, которое ему просто необходимо?

Взрослым следует понаблюдать за вкусовыми предпочтениями подростка и постараться предложить школьнику на завтрак что-нибудь полезное и вкусное. Объяснить ему, почему так важно поесть перед школой.

Пища для завтрака не должна быть "тяжелой", перенасыщеной жирами. Это может быть рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно - какие-нибудь овощи. Можно дополнить меню чаем, какао с молоком или соком.

Завтрак с собой

С собой в школу можно дать бутерброд с отварным мясом или сыром. Можно предложить ребенку взять йогурт, рогалики, пирожки, булочки. Если есть возможность, можно приготовить ребенку сырники, запеканки. Осенью особенно хороши яблоки, груши, огурец или морковь. С собой в тщательно вымытой фляжке или бутылочке школьник может взять сок, компот или чай.

Очень важно учитывать, что некоторые продукты могут быстро испортиться при комнатной температуре. Особенно быстро портятся мясные продукты. Несвежая вареная колбаса только навредит желудку. Особенно эта тема актуальна для холодного времени года, когда в школах включают отопление, и продукты портятся быстрее.

Горячий обед

"Школьный бутерброд" не может заменить полноценного обеда. Поэтому важно объяснить ребенку, особенно если он остается после уроков на "продленку", что очень важно и полезно есть "горячее". Если же ребенок находится на занятиях до часа или до двух, а затем отправляется домой, взрослые должны проследить, чтобы там его ждал полноценный обед.

Домашняя упаковка

Огромное значение имеет то, как упакован школьный завтрак, и в каких условиях ребенок его будет есть. Можно использовать пластмассовые судочки или пищевую пленку. В судочках пища не потеряет своей первичной формы, не запачкает учебники. Зато завтрак, упакованный в пленку, с точки зрения гигиены питания безопаснее и удобнее. Ведь не секрет, что школьники не всегда моют руки перед едой. В таком пакете можно кусать бутерброд и при этом не прикасаться к нему, держась только за пленку. Правда, это не означает, что ребенку не нужно заботиться о чистоте рук. Родители должны рассказывать школьнику о важности личной гигиены для его здоровья.

Диета

У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с обменом веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда эти неприятности кажутся взрослым незначительными, но для самого подростка они очень болезненны. Важно не оставить ребенка наедине с этими проблемами, тем более что многие из них корректируются при помощи правильно подобранной диеты.

При этом ни в коем случае нельзя формировать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога. Потому что в любом случае ребенок должен получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, "разгрузочные дни", диеты с жестким ограничением по калориям, тяжелые даже для взрослого организма.

Все перечисленные проблемы как правило носят временный характер и устраняются за счет сбалансированного питания, режима дня и физических упражнений. Однако если нарушения имеют более серьезный характер, то вопросы лечения должны решаться специалистами.

Культура питания

  1. Сидеть за столом прямо. Не облокачиваться, не качаться.
  2. Никогда не бери в рот нож. Ножом только режут!
  3. Некрасиво ковырять вилкой в зубах. Лучше всего после обеда прополоскать рот водой.
  4. Котлеты, тефтели, рыбу, варёные овощи никогда ножом не режут. Едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки. При этом вилку обязательно держат в правой руке.
  5. Если надо  порезать какое-нибудь кушанье, тогда  вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой. Ведь правой рукой удобнее резать.
  6. Когда ты закончил есть, то вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.
  7. Твёрдо помни: своей вилкой, ложкой, ножом и тем более руками  нельзя  брать  кушанье  из  общих тарелок.  Для общего блюда нужны специальные вилка, ложка или нож.
  8. Когда ешь, не чавкай, не шлёпай губами, не брызгай ложкой, не хлебай суп так, чтобы слышали все сидящие за столом. Есть надо спокойно, не торопясь пережёвывать пищу, беззвучно глотать суп. Никогда не набивай полный рот еды. Жуй с закрытым ртом, иначе будешь громко чавкать.

10 правил хорошего питания

• Перед едой вымойте руки, чтобы не занести в организм инфекцию.

• Завтрак должен быть более обильным, чем ужин, ведь утром расходуется гораздо больше энергии, чем ночью.

• Жевать нужно с закрытым ртом, чтобы не заглатывать воздух - это вредно для желудка.

• Тщательно пережевывайте пищу - это поможет не только насладиться вкусом блюда, но и лучше переварить еду.

• В сырых фруктах и овощах содержится много клетчатки, которая помогает кишечнику избавиться от ненужных веществ.

• За столом нельзя ругаться. Улыбайтесь и говорите о приятном - пища будет лучше перевариваться.

• После еды нельзя заниматься гимнастикой - кровь нужна желудку и не может помогать мышцам.

• После еды не забудьте почистить зубы, чтобы они были красивые и здоровые.

• Так как вода очень важна для организма (буквально каждый процесс, происходящий в теле, зависит от воды) полезно выпивать два литра жидкости в день. Но лучше пить ее в промежутках между приемами пищи.

• Желудок тоже должен отдыхать, поэтому между приемами пищи должно проходить несколько часов.

Интернет-ресурсы: