РУ БЕ EN

Теоретические основы технологии

В современных концепциях разрешения межличностных конфликтов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, Б.И. Хасан) показана значимость и эффективность конструктивного отношения к конфликтным ситуациям, что становится важной задачей формирования конфликтологической компетентности. Таким образом, структура конфликтологической компетентности определяется знаниями, личностными качествами, опытом и навыками конструктивного разрешения конфликта.

Школьная медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием посредника-медиатора, который является для участников спора нейтральным, беспристрастным. Он помогает конфликтующим принять взаимовыгодное решение и создает условия для конструктивного диалога. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция,  психология, социология, конфликтология, лингвистика. Каждая из этих наук нашла свое отражение в медиации. 

С 21 января 2014 года в Республики Беларусь вступил в силу Закон Республики Беларусь «О медиации», который ввел правовой инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора. Переговоры, проводимые с участием медиаторов и по процедуре, закрепленной законодательством Республики Беларусь, наиболее эффективны в отличие от традиционных методов ведения переговоров и разрешения споров и конфликтов, включая и судебное разбирательство. Процедура медиации одобрена судебной системой и повсеместно внедряется при рассмотрении различных споров. Основополагающими принципами школьной медиации являются: добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность, независимость и беспристрастность медиатора, сотрудничество и конструктивный характер переговоров.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

  • положения системного и субъектно-деятельностного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.Н. Леоньтев, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, В.Л. Марищук, Л.В. Марищук), психолого-педагогические основы развития человека в учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Ф.И. Иващенко, Е. Касьяник, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Т.В.Черникова, С.Н.Чистякова, О.К. Шульга и др.);
  • положения компетентностного подхода в организации образовательного процесса (И.А. Зимняя, Л.В. Марищук, А.В. Хуторской и др.); 
  • положения теории, определяющие природу конфликта (А.Я. Анцупов, Ф.М. Бородкин, А.Г. Здравомыслов, Г. Зиммель, К. Левин, А.И. Шипилов, Б.И.Хасан и др.);
  • идеи педагогической конфликтологии (В.В. Базелюк, А.С. Белкин, В.И. Журавлев, М.М. Кашапов, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.);
  • применение медиативного подхода в разрешении конфликтов и споров.

Интернет-ресурсы: